С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ !
Ныне чествуемому иерею Владиславу Багану,настоятелю Свято-Успенского кафедральногособора, многая и благая лета !

Смоленский
СВЯТО-УСПЕНСКИЙ
кафедральный собор






















19 декабря 2025 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора Михаил Горовой в сослужении в сослужении духовенства собора.
В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой, в частности, отметил: “Церковь называет святителя Николая правилом вены, образом кротости и учителем воздержания Он жил в эпоху формирования христианских догматов и письменности. В то время разразилась арианская ересь. Александрийский пресвитер Арий начал распространять ложное учение о Боге. Он утверждал, что Господь Иисус Христос не единосущен Богу Отцу. Следовал вывод,что Сын Божий Господь Иисус Христос не равночестен Богу Отцу и отрицалась троичность Божества. Святитель с ревностью о славе Божией отстаивал чистоту Христовой веры на 1-ом Вселенском соборе в 325 году в Никее.Отцы Церкви опровергли арианское лжеучение.
В оросах 1-го и 2-го Вселенских соборов выражено учение Церкви о триадологичности Божества. Бог Отец самобытен в Своем существ. Бог Сын предвечно рождается от Отца, а Бог Дух Святой предвечно исходит от Отца через Сына в мир. В настоящее время за Божественной литургией в храмах поется Никео-Цареградский Символ веры в в котором прославляется Троица Единосущная и Нераздельная. Но особенно святитель Николай прославился как христианин, любящий Бога и людей."
По окончании богослужения был совершен праздничный молебен.
Протоиерей Михаил Горовой поздравил прихожан собора с праздником святителя и чудотворца Николая, пожелал всем мирной жизни, семейного благополучия, подражания милосердию, кротости и смирению святителя Николая.

Преподобный Илия Макеевский.
Преподобный Илия (в миру Илья Яковлевич Ганжа) родился в 1837 году в слободе Макеевке Миусского округа Области Войска Донского - ныне город Макеевка Донецкой области.
В пятнадцатилетием возрасте Илия покинул отчий дом. Как он сам однажды сказал, «пошел искать святые места - теперь вернулся сюда умирать».
Известно, что будущий старец подвизался в Ильинском ситу Святой Горы Афон, откуда в начале XX века перебрался предположительно) в Киево-Печерскую Лавру.
О своей подвижнической жизни отец Илия никогда не рассказывал. Лишь однажды поведал, что была у него келия в очень труднодоступном месте и пищу туда нужно было подавать на веревке.
Однако дивные дела, которые явил миру Господь последние годы жизни старца, свидетельствуют о долгих годах его духовной борьбы со страстями и соблазнами.
Накопив богатый опыт, схимонах Илия, по Промыслу Божию, вернулся в свои родные места, чтобы стать духовной опорой для народа Божия в тяжелые годы испытаний. Многих он утешил, ободрил, наставил, исцелил. Любую помощь отец Илия сопровождал призывом к живой вере в Бога и молитве.
Появился схимонах Илия в родной Макеевке в 1927 году и посещал в то время Свято-Троицкий храм села Калиново на окраине, а после закрытия храма в 1936 году перебрался в город.
Как выглядел Божий старёц? Практически все очевидцы вспоминают: схимонах Илия был очень красивым, люди не могли на него насмотреться - он словно весь светился.
Еще все утверждали, что один глаз у отца Илии был постоянно закрыт веком, и это; наводило многих на мысль, что Божий старец не имел одного глаза. На самом деле оба глаза преподобного были здоровыми.
«На этот мир достаточно смотреть и одним глазом», - объяснил святой причину, по которой он постоянно прикрывал один глаз веком. Скорее всего, именно поэтому и шторки в келии старца были всегда задернуты.
Широкоплечий, стройный, опирался, на палочку, но не горбился. Ходил отец Илия так быстро, что многие молодые и здоровые люди должны были ускорять шаг. Часто носил белый подрясник и сам был очень чистоплотным.
Нрава схимонах Илия был доброго, незлобивого. Разговаривал, всегда как-то мягко и ласково. Сам себя старцем не считал, назывался «старичком». Преподобный почти до конца жизни не имел собственного жилья, из вещей у него были только иконы и духовные книги. Очевидцы рассказывают, что иногда старец выходил после службы из храма, садился в церковном дворе на лавочку и тихо, смиренно сидел - ему некуда было идти.
Промыслом Божиим, приютом старца становилась то одна, то другая семья верующих макеевчан. В некоторых домах он проживал подолгу, а в других - по два, по три дня. Укрывать монаха во дни суровых гонений на Церковь было делом небезопасным, и все же многие с большой радостью принимали старца.
Интересное свидетельство об одном из таких посещений мы встречаем в воспоминаниях Ивана Ульяновича Генераленко: «Ходили мы в церковь, только не часто, но когда бывали в церкви Калиновской, куда ходил схимонах Илия, его среди прихожан никогда не видели. А он, оказывается, среди народа в церкви и не молился. Он всегда, на всех службах, стоял в алтаре.
Увидели мы, что люди прислушиваются к его словам. Говорил старец тихо и как-то мягко. Говорил, что Бога не нужно забывать, что жить без Бога нельзя, говорил, что храм нельзя оставлять.
Вот наша мама и пригласила его в наш дом. Он согласился прийти к нам в гости. Угощала его мать тем, что в доме было: борщом, селедкой да чаем. Вошел старец в дом наш в обычном своем неприметном темном плаще, а когда вошел и разделся - мы все оторопели, так он преобразился! Стоял перед нами схимник, строгий и добрый, а мантия на нем - черная, расшитая белыми ангелами! До самых пят эта одежда у него была - схима эта. Мантия на схимонахе Илии была такая чистая, будто совсем новая, й вся - в молитвах и ангелах.
За столом мать спросила старца, как нам жить. Схимонах Илия ответил: «Живите в вере православной. Веру храните, по-Божьему живите. Как отцы и праотцы наши православные, благословляли жить, так и живите. А теперь люди живут, как лошадь в загоне. А потом ее выпустят, лошадь и бегает, как безумная, задрав хвост».'
Мать наша притихла - обиделась на его слова. Потом отец Илия встал из-за стола, Помолился, поблагодарил: «Спасибо вам за приглашение». Попрощался и ушел. Позже он одним близким ему людям сказал о нас «Люди хорошие, но ничего из моих слов не поняли».
Главным в жизни схимонах Илия считал молитву. Сам он, несмотря на возраст, молился много - и днем, и ночью. Ежедневно читал Евангелие, Псалтирь, акафисты. На ночную молитву поднимал хозяев, а часто и их детей. Когда отдыхал на лавочке перед домом, пел псалмы. Неукоснительно ходил в храм.
В народе отец Илия почитался как сильный молитвенник, обладающий дарами прозорливости и чудотворения. Говорили: «Что бы старец ни попросил в своей молитве - Господь слышал его».
Ежедневно возле дома, который давал приют старцу, собиралось множество народа. Все они принимались святым Илией в тот же день. Даже будучи больным, он никого не отсылал без слова утешения и помощи. При этом каждого старец встречал так, будто именно его одного и ждал.
Порой одного взгляда на святого, воплощающего кротость, любовь и милосердие, было достаточно для того, чтобы посетитель, не произнеся ни слова, заливался слезами.
Вначале отец Илия становился на молитву, и все молились вместе с ним; затем усаживал собравшихся: «Ну что, дорогие мои?» - и говорил под видом общего наставления предназначенное одному человеку, затем другому, третьему. Тот, кому было адресовано пророческое слово, сразу понимал, что это именно для него говорит Божий человек. Таким образом, грех человека оставался неоткрытым перед другими, но наставление, полезное для его души, при этом было получено.
В некоторых случаях добрый и жалостливый старец прятал печальные предсказания под покровом притчи.
С безбожниками и нераскаявшимися вел себя как грозный ветхозаветный пророк-обличитель. Так, людей без креста святой; старец называл «басурманами». Укорененных во грехах - «негодяями». Но даже те, кого старец встречал неласково, не обижались, потому что чувствовали в этих словах не гнев, а боль родного отца, заботящегося о своих детях.
Схимонах Илия исцелял больных и бесноватых людей. Присутствовать при этом было страшно: несчастные и выли, и лаяли и крутились на одном месте. Потом затихали, тихо плакали и уже молились вместе со старцем. Выглядели исцеленные - как обессиленные после борьбы.
«Креститесь-креститесь! И не оглядывайтесь назад!» - говорил схимонах Илия, поставив впереди себя людей, присутствующих при исцелении бесноватых.
Господь заранее открывал Своему угоднику, кто посетит его убогую келию. Часто его навещали священники, монахи из Москвы или из Киева. Приезжали без предупреждения. Но старец в день их приезда говорил послушнице Фекле: «Фекла! Готовься - к нам гости едут». Гости привозили старцу книги, одежду. Вечерами вместе с отцом Илией очень красиво пели молитвы.
Иногда к старцу тайно приходили для беседы и за советом высокопоставленные лица, которые дивились его мудрости и рассудительности.
Но случались и встречи неприятные. Однажды, когда схимонах Илия, как всегда, был окружен людьми, в комнату вошли двое мужчин. Сели недалеко от старца - и вдруг онемели. Они сидели и не могли произнести ни одного слова. Молчал и старец, все тоже примолкли; наступила гнетущая тишина. Просидев молча какое-то время, мужчины вдруг быстро подхватились и ушли, опять же молча. После их ухода отец Илия сказал: «Сколько бесов приходило сейчас ко мне!» И действительно, взгляд у обоих посетителей был очень неприятным, злобным. Впечатление после себя они оставили тяжелое.
Посидев еще немного молча, старец горестно вздохнул: «Бесов так много в людях! И в детях тоже бесы живут!».
Кур-то из женщин спросил: «Отец Илия, а почему бесы могут быть в детях?» Старец ответил: «Какие родители, такие и дети. Если родители - цветочки, то и дети у них - цветочки».
Схимонах Илия всегда призывал родителей заботиться о духовном образовании своих детей, учить и вере, и страху Божьему, а также всегда самим просить о них в молитвах.
Были и люди, встречи с которыми старец избегал.
Жил: схимонах Илия в одной семье тихо, спокойно. И вдруг говорит хозяевам: «Сегодня я от вас уйду - к вам придет большой богохульник! Нет-нет! Я уйду!» В дом, действительно, пришел большой противник Божий - атеист. Его разговор и поведение подтвердили предсказание старца.
Порой ночью прозорливый схимонах покидал приютивший его дом, а утром в этот дом приходила милиция, разыскивая старца.
Еще в 1935 году преподобный Илия Макеевский сказал приютившим его людям: «Война будет...» В тяжёлые военные годы старец стал духовной опорой для многих мятущихся душ. Когда мужчины уходили на фронт, верующие, а иногда и неверующие шли за благословением к отцу .Илии. Многим он говорил слова, утешения, предсказывал грядущие события.
Матери и жены, проводив на фронт сыновей и мужей, бежали к преподобному просить его молитв о дорогих фронтовиках/ спрашивали с замиранием сердца, вернутся ли домой их воины. Все предсказания святого Илии сбылись. Но не все они были утешительными: если старец говорил родным фронтовика, что будет жив воин и домой вернется, - фронтовик возвращался, но иногда преподобный говорил, что погибнет солдат на войне, и эти печальные предсказания тоже исполнялись.
В годы войны, когда кругом - голод, холод, разруха и смерть, на людей нападал панический страх за свою жизнь, за жизнь детей.
Многие пытались куда-то уехать и приходили к старцу за благословением. Но даже в самое отчаянное время схимник покидать город не благословлял. И действительно, те, кто его послушали, не пострадали. Даже попытки немцев поджечь некоторые дома не осуществились. А при наступлении советских войск немцы убегали так быстро, как тает, прошлогодний снег.
Во время войны в начале каждого года схимонах Илия говорил духовным чадам, на какие фрукты и овощи в этом году будет урожай, благословлял одну семью сажать картошку, другую - лук, третью - фасоль, чеснок и т. д. А когда осенью, действительно, люди собирали обильный урожай, старец велел им меняться теми овощами, которых были излишки.
Таким образом, семьи, которые жили под покровительством его молитв и боялись нарушить его благословение, никогда не голодали. Те же, которые не слушали совета старца и покидали город, наскитавшись, возвращались назад, сожалея о том, что не послушались.
Когда в Макеевку вошли немцы, жизнь стала особенно тревожной - каждый день грозил новой опасностью.
И как дети в минуту опасности спешат к сильному и мудрому отцу доброму, жалостливому, готовому всегда им помочь, так спешили макеевчане из разных уголков города, к схимонаху Илии. Он становился на молитву вместе со своими посетителями, а когда все убеждались, что опасность миновала, опять призывал к молитве, благодаря Творца.
Немцы, часто устраивали облавы - девушек и молодых женщин увозили в Германию. И снова обращался к Богу неутомимый молитвенник, благословлял как родной, заботливый отец прибежавшую в страхе девушку: «Ничего с тобой не случится! Иди - не бойся!» И уходили от отца Илии уже без прежнего страха, потому что знали: если Божий старец благословил - ничего не страшно.
Макеевчане знали, что немцы; заподозрив где-то поблизости партизан, начинали жечь дома жителей. Появились как-то каратели возле одного дома барачного типа - людей в нем проживало много. Конечно, бросились люди к Божьему старцу: куда бежать? Что делать? И опять услышали голос схимонаха Илии, сильного верой в Господа: «Никуда не уходите - не тронет немец дом! Скоро он уйдет из Макеевки... И вообще, скоро Донбасс будет освобожден!» Перекрестил схимонах дом, призвал людей стать на молитву - читать акафисты Спасителю и Матери Божией. Дом не тронули.
И вновь призвал Божии человек молиться - но уже-благодаря Бога и Пресвятую Богородицу. И когда; освободили! Донбасс, молитвенник прежде всего стал с людьми на молитву, чтобы поблагодарить Бога.
Наконец наступил Великий День Победы. Спросили старца: «Вот окончилась страшная война. Теперь войны не будет? Жить будет легче?» На что Божий святой ответил: «Придет время - отечество наше разделят на много частей без войны. А война как шла, так и будет идти!» Как мы видим, и это печальное пророчество Божьего человека сбывается на наших глазах.
Рядом со схимонахом до последнего его часа находились верные послушницы - Фекла, Мария, Паша. Они содержали в чистоте дом, стирали одежду, готовили еду. До встречи - со старцем это были женщины необразованные и невоцерковленные. Однако более десяти лет жизни рядом с Божьим человеком принесли свои плоды. Теперь многочисленных посетителей старца встречали православные христианки, живущие в страхе Божьем: тихие, добрые, кроткие молитвенницы, ежедневно читающие Евангелие, Псалтирь, акафисты и на русском, и на церковнославянском языке!
Однажды верующая интеллигентная женщина, у которой была благополучная семья, благоустроенная и безбедная жизнь, спросила у схимонаха Илии, почему он, такой мудрый такой высокий духовно, постоянно окружен людьми малограмотными и нищими?
Схимонах Илия ответил: «А ты будешь ходить за мной, как они - эти нищие, одинокие, малограмотные? Нет, не будешь! Конечно, не будешь! А они - со мной постоянно, они – добрые и верные мои помощницы, послушные и кроткие». Нечего было ответить интеллигентной женщине. Она молчала.
В конце войны духовные чада старца собрали средства на покупку небольшого домика, в котором поселилась племянница Феклы со своими детьми, схимонах Илия и его послушницы. Так у старца наконец-то появился свой угол. Здесь он прожил до самой своей кончины, не переставая помогать людям, учить их православной вере.
И снова каждый день множество больных, и бесноватых собиралось возле дома праведника.
Женщины-послушницы ласково встречали и провожали посетителей: кормили, всем давали крещенской воды.
100-летний старец неутомимо принимал всех, никого не оставляя на следующий день, - и никто никогда не видел его раздраженным, недовольным.
На следующий год после окончания войны, в дни Великого поста, старец, предвидя свою близкую кончину, сказал: «Ну вот, дорогие мои, сейчас мы живем все вместе, живем тихо и мирно. Господь собрал нас под одной крышей. Но когда умрем, всех похоронят в разных местах, рядом со мной вы не будете».
В Страстной Понедельник схимонах Илия предупредил своих чад: «Ну вот, дорогие мои, скоро уже и Пасха. Только, рабы Божии, разговляться будете без старичка - меня уже не будет».
Его слова сбылись. В Страстную Среду, 17 апреля 1946 года, в возрасте 109 лет схимонах Илия мирно преставился о Господе. Хоронили схимонаха Илию в Великую Пятницу - 19 апреля 1946 года. Отпевание совершил протоиерей Леонид Лашкевич, пастырь, отличавшийся особым благочестием.
Проститься со старцем пришло множество людей. Несли кресты и хоругви. Шествие было такое, что люди останавливались и спрашивали, кого это хоронят.
Шли годы. Однако не зарастала к могиле преподобного тропинка Ежедневно святое место посещало множество народа: не только макеевчане и дончане, но и целые группы паломников из Петербурга и Москвы, Калининграда и Краснодара, Луганска и Ростова искали помощи и утешения у могилы афонского инока Так сбылись слова преподобного Илии Макеевского: «Старые отпадут, а новые, много новых, припадут ко мне». Днем и ночью, в любое время года шел к преподобному народ, чтобы попросить о помощи, и на многих сбывалось еще одно пророчество святого: «Кто на земле будет обо мне молиться - будет со мною»
Скорый помощник-чудотворец и после смерти не оставил тех, кто обращался к нему с верою и любовью. Множество чудес совершено по молитвам преподобного Иллии, известно множество - подтверждений его прозорливости. Сбылись и последние пророчества подвижника: «А после моей смерти старичка откопают… Хоронить меня будут два раза».
Память преподобного Илии Макеевского совершается 4/17 апреля - в день его блаженного упокоения и 15/28 мая - в день обретения его честных мощей. Рака с мощами находится в главном храме города Макеевки - в Свято-Георгиевском соборе. Здесь в воскресные дни совершается ему акафист. Спешат многочисленные паломники к преподобному Илии за помощью, и никто не уходит без утешения. И снова и снова сбываются слова святого «По вашему я умер, но для вёчности я жив».

Свято-Георгиевский собор города Макеевки.








8 декабря 2025 года, в день памяти священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского, в актовом зале храмового комплекса Воскресения Христова в Катыни состоялась конференция, посвященная памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской «Кто нас разлучит от любви Божией?».
Работу конференции возглавил Глава Смоленской митрополии митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. Конференция подготовлена Комиссией Смоленской епархии по увековечению памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской по главе с ее руководителем протоиереем Михаилом Горовым. Участниками мероприятия стали секретарь Смоленского епархиального управления иерей Владислав Баган, благочинный Смоленского районного благочиния протоиерей Роман Павлишов, руководитель отдела Смоленской епархии во взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Валерий Рябоконь, благочинный Руднянского благочиния иерей Алексий Колесников, клирики Смоленской епархии, и.о. директора мемориального комплекса «Катынь» Елена Леонидовна Агафонова, заведующий научно-просветительским отделом мемориального комплекса «Катынь» Ярослав Андреевич Солдатенков, сотрудник Симбирской епархии Татьяна Юрьевна Шокина.
Приветствуя участников мероприятия, митрополит Исидор отметил: «Сегодня, в день памяти священномученика Серафима, мы вновь собрались здесь, в мемориальном комплексе, который включает в себя не только государственный музей, но и это священное место – храм Воскресения Христова и замечательный музей, посвященный священномученику Серафиму и его исповедническому служению в Смоленской епархии в годы лихолетий XX века.
В этом году мы проводим конференцию под знаменем столетия со дня блаженной мученической кончины Святейшего Патриарха Тихона. Но это еще и завершающийся год 80-летия Победы нашей страны в Великой Отечественной войны, во Второй мировой войне. И нам важно осмыслять подвиг Церкви в контексте этой Великой Победы.
Новомученики и исповедники, не дав погибнуть Святой Руси, во многом предопределили Победу нашего народа, в том числе, в Великой Отечественной войне. Конечно, исторической науке очень сложно проводить такие параллели, но в церковной исторической науке такие параллели проводить можно. Потому что Церковь наставит на том, что сила веры народной предопределяет настоящее и будущее Отечества.
Искренне благодарю Вас, дорогой отец Михаил, и всех организаторов нашей конференции за содержательную подготовку. Благодарю наших гостей, прибывших сюда для того, чтобы рассказать о подвиге тех священнослужителей, тех подвижников веры и благочестия, которые внесли свой значимый вклад в священную новейшую историю нашей Церкви.
Пусть Божие благословения пребывают над всеми вами, дорогие мои».
В ходе конференции были озвучены доклады, посвященные Святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси, священнику Александру Петровичу Младову и его дочери Лидии, иеромонаху Симрориану (Столярову), а также отношению духовенства к свержению царской власти.
Работу конференции предварило торжественное открытие выставочной экспозиции, посвящённой уездным храмом Смоленской губернии. Экспозицию, подготовленную научными сотрудниками мемориального комплекса «Катынь», представила заместитель директора мемориального комплекса «Катынь» Елена Леонидовна Агафонова.

















8 декабря 2025 года, в седмицу 27-ю по Пятидесятнице, в день памяти священномученика Серафима Остроумова, архиепископа Смоленского, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил Божественную литургию в храме Воскресения Христова в Катыни и на территории Мемориального комплекса «Катынь».
Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили клирики Смоленской епархии.
После чтения Святого Евангелия митрополит Исидор обратился к молящимся со словами проповеди.
После Божественной литургии ее участники крестным ходом отправились к Поклонному кресту, расположенному на территории мемориального комплекса «Катынь».
У Поклонного креста архипастырь в сослужении духовенства Смоленской епархии совершил заупокойную литию о всех невинно убиенных и замученных в Катынском лесу.
У Поклонного креста были возжены лампады и возложены цветы.
Затем был совершён Крестный ход к Памятнику священномученику Серафиму Остроумову, архиепископу Смоленскому, где был совершен молебен и прочитана молитва священномученику Серафиму Остроумову.









7 декабря 2025 года, по окончании Божественной литургии в Свято-Меркурьевском храме г. Смоленска, в конференц-зале Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского состоялась конференция в рамках работы военной секции Рождественских региональных образовательных чтений.
В мероприятии приняли участие ректор Смоленской Православной Духовной семинарии иерей Димитрий Гамиловский, настоятель храма в честь святого мученика Меркурия протоиерей Владимир Дмитриев, клирик Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой, настоятель храма в честь святителя Спиридона Тримифунтского г. Смоленска иерей Андрей Волков, руководство, курсанты и слушатели Военной академии, студенты СПДС.
Работу конференции открыл начальник ВА ВПВО ВС РФ генерал-лейтенант Глеб Владимирович Ерёмин.
Участников мероприятия приветствовал Глава Смоленской митрополии митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор:
«Уважаемый Глеб Владимирович, Николай Алексеевич, дорогое духовенство, товарищи офицеры, профессоры, преподаватели Академии, слушатели, курсанты!
Ну вот уже XXXIV Рождественские чтения, слава Богу. Это значительные лета для жизни всякого человека, а для такого важного мероприятия это уже устойчивая традиция. Вот Глеб Владимирович, завершая своё прекрасное выступление, сказал о том, что мы все призваны быть проводниками духовно-нравственных ценностей. А каким образом? Да вот всё в названии наших Рождественских чтений. Каким образом формируется личность всякого человека? Должно быть духовное просвещение, должна быть нравственность. Кто призван к тому, чтобы быть проводниками всех этих духовно-нравственных ценностей? Духовенство и воинство в первую очередь.
Поэтому мы с вами не только на тех встречах, которые устраиваются отцом Владимиром в рамках той преподавательской работы, которую он ведёт здесь, но и на других предметах, особенно на встречах с духовенством, предлагаем, актуализируем и акцентируем внимание на необходимости всем нам следовать по этому пути просвещения и нравственности. Другого пути нет, и наша армия во все времена: российская, русская, славилась этим несгибаемым духом, которого нет у представителей иных народов, мужеством, героизмом, способностью не щадить жизни своей ради друзей своих, к коим относятся все наши соотечественники.
Поэтому, дорогие курсанты и слушатели, нам с вами поручена серьёзнейшая миссия – сохранить страну от развала. Вот накануне пандемии, специальной военной операции, всеми нами ощущалась какая-то расхлябанность в нравственной жизни народа, она открыто ощущалась. Вот Господь не смог дальше терпеть, поэтому послал болезнь сначала, потом войну. Значит мы с вами призваны к тому, чтобы, пройдя эти испытания, сделать соответствующие выводы. А каким образом их сделать? Вот самим подтянуться, всем нам постараться выполнять свой долг: долг священнический, долг воинский. Так, чтобы не просто нам самим не было стыдно за бесцельно прожитые годы, а так, чтобы нами страна гордилась в лучшем смысле этого слова.
Пользуясь этой возможностью выступать перед вами, я искренне от лица всего духовенства благодарю вас за ваше мужество, за ваш героизм, за ваше подлинное служение Отечеству. Вот мы, смоляне, спокойно спим ночами, потому что вы нас защищаете. И мы понимаем, что вы не спите, вы делаете всё, чтобы город Смоленск не подвергался этим атакам беспилотников. Это всё благодаря вам, низкий вам поклон.
Пусть Господь укрепляет вас, пусть всегда для вас мученик Меркурий является примером беззаветного служения Отечеству.
Храни вас всех Господь».
















Митрополит Исидор возглавил престольные торжества в Свято-Меркурьевском храме г. Смоленска (2025)
7 декабря 2025 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, день памяти великомученицы Екатерины, великомученика Меркурия, святого воина, мученика Меркурия Смоленского, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор возглавил престольные торжества в Свято-Меркурьевском храме города Смоленска.
Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили ректор Смоленской Православной Духовной семинарии иерей Димитрий Гамиловский, настоятель храма в честь святого мученика Меркурия протоиерей Владимир Дмитриев, клирик Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой, настоятель храма в честь святителя Спиридона Тримифунтского г. Смоленска иерей Андрей Волков.
В этот день из Свято-Успенского кафедрального собора в храм были принесен ковчег с мощами святого мученика Меркурия Смоленского, Небесного покровителя прихода.
Богослужебные песнопения исполнили певчие Архиерейского хора.
За богослужением молились руководство, преподаватели, курсанты и слушатели Военной академии, прихожане храма, смоляне.
После чтения Святого Евангелия митрополит Исидор обратился к молящимся со словами проповеди.
По окончании Литургии был совершен Крестный ход вокруг храма с сандалиями и иконой святого мученика Меркурия Смоленского.
По возвращении в храм Высокопреосвященнейший Владыка обратился к присутствующим:
«Дорогие курсанты, слушатели Академии, дорогие братья и сестры! Сегодня престольный праздник нашего храма академического. Пусть Господь Покровом Царицы Небесной и заступничеством святого мученика Меркурия оградит город наш, защитит нас, укрепит нас и благословит нам, каждому, совершить свой личный подвиг во славу нашего Отечества и Церкви Святой. Так, чтобы и нам, как мы только что с вами молились в этой молитве мученику Меркурию, вместе с ним, с Меркурием Смоленским, быть в Царствии Небесном.
С праздником всех вас!».
Со словами благодарности архипастырю и настоятелю Прихода протоиерею Владимиру Дмитриеву выступила заведующая Православным детским садом №4 Ирина Викторовна Каплина. Воспитанники детского сада прочли стихотворения.
Архипастыря, духовенство и всех молящихся поблагодарил за радость совместного богослужения и молитвы настоятель Прихода протоиерей Владимир Дмитриев.
После Престольного торжества в ВПВО ВС РФ им. А. М. Василевского прошла военная секция Рождественских региональных образовательных чтений.











6 декабря 2025 года, в канун Недели 26-ой по Пятидесятнице и дня памяти св. воина мученика Меркурия Смоленского, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершено Всенощное бдение. Богослужение возглавил митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора Михаил Горовой в сослужении клириков собора.
В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой подчеркнул: "Сегодняшнее Евангельское чтение свидетельствует нам о воскресении Господа из мертвых. Ангелы напомнили женам-мироносицам об их маловерии, когда они пришли ко Гробу Господа помазать тело Его благовонным маслом: "что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был в Галилее. Сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человек грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть" (Лк. 24. 4-7).
Догмат воскресения Христа из мертвых является предметом нашей веры. В Христовой Церкви есть все необходимое для укрепления нашей веры: таинства и обряды, Священное Писание и святоотеческие творения, агиографическая литература, святые мощи и иконы, а также молитвенный опыт.
При условии воплощения всего этого в повседневной жизни, мы приобретаем религиозный опыт и вера наша укрепляется в божественное достоинство Христа Спасителя.























4 декабря 2025 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в Свято-Успенском кафедральном соборе совершено две Божественных литургии. Позднюю Божественную литургию возглавил митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора Михаил Горовой в сослужении клириков собора протоиерея Григория Трубина и иерея Игоря Маллера, духовенства собора.
В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой отметил: "Сегодня великий праздник в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. При храме произошло воспитание и духовное становление Богоматери. Стяжав личную святость, Она стала храмом Божества и послужила делу Боговоплощения. И в Новозаветное время в храмах Божиих, в таинствах Церкви, происходит примирение с Богом, духовное возрастание и освящение. И дай Бог, чтобы процесс воцерковления по примеру Божией Матери начинался в наших семьях с самого раннего возраста".
По окончании богослужения был совершен праздничный молебен.



25 ноября 2025 года в Смоленском епархиальном управлении состоялось заседание Епархиального Совета.
Заседание возглавил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор.
В работе Епархиального Совета приняли участие секретарь Смоленского епархиального управления иерей Владислав Баган, члены Епархиального совета, благочинные церковных округов, руководители епархиальных отделов, комиссий. Митрополит Исидор представил вниманию собравшихся сообщение о текущей деятельности Смоленской епархии.
Участники Епархиального совета рассмотрели актуальные вопросы и задачи, касающиеся жизни Смоленской епархии в настоящий период.
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ !
Ныне чествуемому иерею Владиславу Багану,настоятелю Свято-Успенского кафедральногособора, многая и благая лета !

Причастие
Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...
Таинство Покаяния (Исповедь)
Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).
Таинство Крещения
Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.
Таинство Венчания
Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.
Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00
Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00
Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери