С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ !
Ныне чествуемому иерею Владиславу Багану,настоятелю Свято-Успенского кафедральногособора, многая и благая лета !

Смоленский
СВЯТО-УСПЕНСКИЙ
кафедральный собор

Преподобный Илия Макеевский.
Преподобный Илия (в миру Илья Яковлевич Ганжа) родился в 1837 году в слободе Макеевке Миусского округа Области Войска Донского - ныне город Макеевка Донецкой области.
В пятнадцатилетием возрасте Илия покинул отчий дом. Как он сам однажды сказал, «пошел искать святые места - теперь вернулся сюда умирать».
Известно, что будущий старец подвизался в Ильинском ситу Святой Горы Афон, откуда в начале XX века перебрался предположительно) в Киево-Печерскую Лавру.
О своей подвижнической жизни отец Илия никогда не рассказывал. Лишь однажды поведал, что была у него келия в очень труднодоступном месте и пищу туда нужно было подавать на веревке.
Однако дивные дела, которые явил миру Господь последние годы жизни старца, свидетельствуют о долгих годах его духовной борьбы со страстями и соблазнами.
Накопив богатый опыт, схимонах Илия, по Промыслу Божию, вернулся в свои родные места, чтобы стать духовной опорой для народа Божия в тяжелые годы испытаний. Многих он утешил, ободрил, наставил, исцелил. Любую помощь отец Илия сопровождал призывом к живой вере в Бога и молитве.
Появился схимонах Илия в родной Макеевке в 1927 году и посещал в то время Свято-Троицкий храм села Калиново на окраине, а после закрытия храма в 1936 году перебрался в город.
Как выглядел Божий старёц? Практически все очевидцы вспоминают: схимонах Илия был очень красивым, люди не могли на него насмотреться - он словно весь светился.
Еще все утверждали, что один глаз у отца Илии был постоянно закрыт веком, и это; наводило многих на мысль, что Божий старец не имел одного глаза. На самом деле оба глаза преподобного были здоровыми.
«На этот мир достаточно смотреть и одним глазом», - объяснил святой причину, по которой он постоянно прикрывал один глаз веком. Скорее всего, именно поэтому и шторки в келии старца были всегда задернуты.
Широкоплечий, стройный, опирался, на палочку, но не горбился. Ходил отец Илия так быстро, что многие молодые и здоровые люди должны были ускорять шаг. Часто носил белый подрясник и сам был очень чистоплотным.
Нрава схимонах Илия был доброго, незлобивого. Разговаривал, всегда как-то мягко и ласково. Сам себя старцем не считал, назывался «старичком». Преподобный почти до конца жизни не имел собственного жилья, из вещей у него были только иконы и духовные книги. Очевидцы рассказывают, что иногда старец выходил после службы из храма, садился в церковном дворе на лавочку и тихо, смиренно сидел - ему некуда было идти.
Промыслом Божиим, приютом старца становилась то одна, то другая семья верующих макеевчан. В некоторых домах он проживал подолгу, а в других - по два, по три дня. Укрывать монаха во дни суровых гонений на Церковь было делом небезопасным, и все же многие с большой радостью принимали старца.
Интересное свидетельство об одном из таких посещений мы встречаем в воспоминаниях Ивана Ульяновича Генераленко: «Ходили мы в церковь, только не часто, но когда бывали в церкви Калиновской, куда ходил схимонах Илия, его среди прихожан никогда не видели. А он, оказывается, среди народа в церкви и не молился. Он всегда, на всех службах, стоял в алтаре.
Увидели мы, что люди прислушиваются к его словам. Говорил старец тихо и как-то мягко. Говорил, что Бога не нужно забывать, что жить без Бога нельзя, говорил, что храм нельзя оставлять.
Вот наша мама и пригласила его в наш дом. Он согласился прийти к нам в гости. Угощала его мать тем, что в доме было: борщом, селедкой да чаем. Вошел старец в дом наш в обычном своем неприметном темном плаще, а когда вошел и разделся - мы все оторопели, так он преобразился! Стоял перед нами схимник, строгий и добрый, а мантия на нем - черная, расшитая белыми ангелами! До самых пят эта одежда у него была - схима эта. Мантия на схимонахе Илии была такая чистая, будто совсем новая, й вся - в молитвах и ангелах.
За столом мать спросила старца, как нам жить. Схимонах Илия ответил: «Живите в вере православной. Веру храните, по-Божьему живите. Как отцы и праотцы наши православные, благословляли жить, так и живите. А теперь люди живут, как лошадь в загоне. А потом ее выпустят, лошадь и бегает, как безумная, задрав хвост».'
Мать наша притихла - обиделась на его слова. Потом отец Илия встал из-за стола, Помолился, поблагодарил: «Спасибо вам за приглашение». Попрощался и ушел. Позже он одним близким ему людям сказал о нас «Люди хорошие, но ничего из моих слов не поняли».
Главным в жизни схимонах Илия считал молитву. Сам он, несмотря на возраст, молился много - и днем, и ночью. Ежедневно читал Евангелие, Псалтирь, акафисты. На ночную молитву поднимал хозяев, а часто и их детей. Когда отдыхал на лавочке перед домом, пел псалмы. Неукоснительно ходил в храм.
В народе отец Илия почитался как сильный молитвенник, обладающий дарами прозорливости и чудотворения. Говорили: «Что бы старец ни попросил в своей молитве - Господь слышал его».
Ежедневно возле дома, который давал приют старцу, собиралось множество народа. Все они принимались святым Илией в тот же день. Даже будучи больным, он никого не отсылал без слова утешения и помощи. При этом каждого старец встречал так, будто именно его одного и ждал.
Порой одного взгляда на святого, воплощающего кротость, любовь и милосердие, было достаточно для того, чтобы посетитель, не произнеся ни слова, заливался слезами.
Вначале отец Илия становился на молитву, и все молились вместе с ним; затем усаживал собравшихся: «Ну что, дорогие мои?» - и говорил под видом общего наставления предназначенное одному человеку, затем другому, третьему. Тот, кому было адресовано пророческое слово, сразу понимал, что это именно для него говорит Божий человек. Таким образом, грех человека оставался неоткрытым перед другими, но наставление, полезное для его души, при этом было получено.
В некоторых случаях добрый и жалостливый старец прятал печальные предсказания под покровом притчи.
С безбожниками и нераскаявшимися вел себя как грозный ветхозаветный пророк-обличитель. Так, людей без креста святой; старец называл «басурманами». Укорененных во грехах - «негодяями». Но даже те, кого старец встречал неласково, не обижались, потому что чувствовали в этих словах не гнев, а боль родного отца, заботящегося о своих детях.
Схимонах Илия исцелял больных и бесноватых людей. Присутствовать при этом было страшно: несчастные и выли, и лаяли и крутились на одном месте. Потом затихали, тихо плакали и уже молились вместе со старцем. Выглядели исцеленные - как обессиленные после борьбы.
«Креститесь-креститесь! И не оглядывайтесь назад!» - говорил схимонах Илия, поставив впереди себя людей, присутствующих при исцелении бесноватых.
Господь заранее открывал Своему угоднику, кто посетит его убогую келию. Часто его навещали священники, монахи из Москвы или из Киева. Приезжали без предупреждения. Но старец в день их приезда говорил послушнице Фекле: «Фекла! Готовься - к нам гости едут». Гости привозили старцу книги, одежду. Вечерами вместе с отцом Илией очень красиво пели молитвы.
Иногда к старцу тайно приходили для беседы и за советом высокопоставленные лица, которые дивились его мудрости и рассудительности.
Но случались и встречи неприятные. Однажды, когда схимонах Илия, как всегда, был окружен людьми, в комнату вошли двое мужчин. Сели недалеко от старца - и вдруг онемели. Они сидели и не могли произнести ни одного слова. Молчал и старец, все тоже примолкли; наступила гнетущая тишина. Просидев молча какое-то время, мужчины вдруг быстро подхватились и ушли, опять же молча. После их ухода отец Илия сказал: «Сколько бесов приходило сейчас ко мне!» И действительно, взгляд у обоих посетителей был очень неприятным, злобным. Впечатление после себя они оставили тяжелое.
Посидев еще немного молча, старец горестно вздохнул: «Бесов так много в людях! И в детях тоже бесы живут!».
Кур-то из женщин спросил: «Отец Илия, а почему бесы могут быть в детях?» Старец ответил: «Какие родители, такие и дети. Если родители - цветочки, то и дети у них - цветочки».
Схимонах Илия всегда призывал родителей заботиться о духовном образовании своих детей, учить и вере, и страху Божьему, а также всегда самим просить о них в молитвах.
Были и люди, встречи с которыми старец избегал.
Жил: схимонах Илия в одной семье тихо, спокойно. И вдруг говорит хозяевам: «Сегодня я от вас уйду - к вам придет большой богохульник! Нет-нет! Я уйду!» В дом, действительно, пришел большой противник Божий - атеист. Его разговор и поведение подтвердили предсказание старца.
Порой ночью прозорливый схимонах покидал приютивший его дом, а утром в этот дом приходила милиция, разыскивая старца.
Еще в 1935 году преподобный Илия Макеевский сказал приютившим его людям: «Война будет...» В тяжёлые военные годы старец стал духовной опорой для многих мятущихся душ. Когда мужчины уходили на фронт, верующие, а иногда и неверующие шли за благословением к отцу .Илии. Многим он говорил слова, утешения, предсказывал грядущие события.
Матери и жены, проводив на фронт сыновей и мужей, бежали к преподобному просить его молитв о дорогих фронтовиках/ спрашивали с замиранием сердца, вернутся ли домой их воины. Все предсказания святого Илии сбылись. Но не все они были утешительными: если старец говорил родным фронтовика, что будет жив воин и домой вернется, - фронтовик возвращался, но иногда преподобный говорил, что погибнет солдат на войне, и эти печальные предсказания тоже исполнялись.
В годы войны, когда кругом - голод, холод, разруха и смерть, на людей нападал панический страх за свою жизнь, за жизнь детей.
Многие пытались куда-то уехать и приходили к старцу за благословением. Но даже в самое отчаянное время схимник покидать город не благословлял. И действительно, те, кто его послушали, не пострадали. Даже попытки немцев поджечь некоторые дома не осуществились. А при наступлении советских войск немцы убегали так быстро, как тает, прошлогодний снег.
Во время войны в начале каждого года схимонах Илия говорил духовным чадам, на какие фрукты и овощи в этом году будет урожай, благословлял одну семью сажать картошку, другую - лук, третью - фасоль, чеснок и т. д. А когда осенью, действительно, люди собирали обильный урожай, старец велел им меняться теми овощами, которых были излишки.
Таким образом, семьи, которые жили под покровительством его молитв и боялись нарушить его благословение, никогда не голодали. Те же, которые не слушали совета старца и покидали город, наскитавшись, возвращались назад, сожалея о том, что не послушались.
Когда в Макеевку вошли немцы, жизнь стала особенно тревожной - каждый день грозил новой опасностью.
И как дети в минуту опасности спешат к сильному и мудрому отцу доброму, жалостливому, готовому всегда им помочь, так спешили макеевчане из разных уголков города, к схимонаху Илии. Он становился на молитву вместе со своими посетителями, а когда все убеждались, что опасность миновала, опять призывал к молитве, благодаря Творца.
Немцы, часто устраивали облавы - девушек и молодых женщин увозили в Германию. И снова обращался к Богу неутомимый молитвенник, благословлял как родной, заботливый отец прибежавшую в страхе девушку: «Ничего с тобой не случится! Иди - не бойся!» И уходили от отца Илии уже без прежнего страха, потому что знали: если Божий старец благословил - ничего не страшно.
Макеевчане знали, что немцы; заподозрив где-то поблизости партизан, начинали жечь дома жителей. Появились как-то каратели возле одного дома барачного типа - людей в нем проживало много. Конечно, бросились люди к Божьему старцу: куда бежать? Что делать? И опять услышали голос схимонаха Илии, сильного верой в Господа: «Никуда не уходите - не тронет немец дом! Скоро он уйдет из Макеевки... И вообще, скоро Донбасс будет освобожден!» Перекрестил схимонах дом, призвал людей стать на молитву - читать акафисты Спасителю и Матери Божией. Дом не тронули.
И вновь призвал Божии человек молиться - но уже-благодаря Бога и Пресвятую Богородицу. И когда; освободили! Донбасс, молитвенник прежде всего стал с людьми на молитву, чтобы поблагодарить Бога.
Наконец наступил Великий День Победы. Спросили старца: «Вот окончилась страшная война. Теперь войны не будет? Жить будет легче?» На что Божий святой ответил: «Придет время - отечество наше разделят на много частей без войны. А война как шла, так и будет идти!» Как мы видим, и это печальное пророчество Божьего человека сбывается на наших глазах.
Рядом со схимонахом до последнего его часа находились верные послушницы - Фекла, Мария, Паша. Они содержали в чистоте дом, стирали одежду, готовили еду. До встречи - со старцем это были женщины необразованные и невоцерковленные. Однако более десяти лет жизни рядом с Божьим человеком принесли свои плоды. Теперь многочисленных посетителей старца встречали православные христианки, живущие в страхе Божьем: тихие, добрые, кроткие молитвенницы, ежедневно читающие Евангелие, Псалтирь, акафисты и на русском, и на церковнославянском языке!
Однажды верующая интеллигентная женщина, у которой была благополучная семья, благоустроенная и безбедная жизнь, спросила у схимонаха Илии, почему он, такой мудрый такой высокий духовно, постоянно окружен людьми малограмотными и нищими?
Схимонах Илия ответил: «А ты будешь ходить за мной, как они - эти нищие, одинокие, малограмотные? Нет, не будешь! Конечно, не будешь! А они - со мной постоянно, они – добрые и верные мои помощницы, послушные и кроткие». Нечего было ответить интеллигентной женщине. Она молчала.
В конце войны духовные чада старца собрали средства на покупку небольшого домика, в котором поселилась племянница Феклы со своими детьми, схимонах Илия и его послушницы. Так у старца наконец-то появился свой угол. Здесь он прожил до самой своей кончины, не переставая помогать людям, учить их православной вере.
И снова каждый день множество больных, и бесноватых собиралось возле дома праведника.
Женщины-послушницы ласково встречали и провожали посетителей: кормили, всем давали крещенской воды.
100-летний старец неутомимо принимал всех, никого не оставляя на следующий день, - и никто никогда не видел его раздраженным, недовольным.
На следующий год после окончания войны, в дни Великого поста, старец, предвидя свою близкую кончину, сказал: «Ну вот, дорогие мои, сейчас мы живем все вместе, живем тихо и мирно. Господь собрал нас под одной крышей. Но когда умрем, всех похоронят в разных местах, рядом со мной вы не будете».
В Страстной Понедельник схимонах Илия предупредил своих чад: «Ну вот, дорогие мои, скоро уже и Пасха. Только, рабы Божии, разговляться будете без старичка - меня уже не будет».
Его слова сбылись. В Страстную Среду, 17 апреля 1946 года, в возрасте 109 лет схимонах Илия мирно преставился о Господе. Хоронили схимонаха Илию в Великую Пятницу - 19 апреля 1946 года. Отпевание совершил протоиерей Леонид Лашкевич, пастырь, отличавшийся особым благочестием.
Проститься со старцем пришло множество людей. Несли кресты и хоругви. Шествие было такое, что люди останавливались и спрашивали, кого это хоронят.
Шли годы. Однако не зарастала к могиле преподобного тропинка Ежедневно святое место посещало множество народа: не только макеевчане и дончане, но и целые группы паломников из Петербурга и Москвы, Калининграда и Краснодара, Луганска и Ростова искали помощи и утешения у могилы афонского инока Так сбылись слова преподобного Илии Макеевского: «Старые отпадут, а новые, много новых, припадут ко мне». Днем и ночью, в любое время года шел к преподобному народ, чтобы попросить о помощи, и на многих сбывалось еще одно пророчество святого: «Кто на земле будет обо мне молиться - будет со мною»
Скорый помощник-чудотворец и после смерти не оставил тех, кто обращался к нему с верою и любовью. Множество чудес совершено по молитвам преподобного Иллии, известно множество - подтверждений его прозорливости. Сбылись и последние пророчества подвижника: «А после моей смерти старичка откопают… Хоронить меня будут два раза».
Память преподобного Илии Макеевского совершается 4/17 апреля - в день его блаженного упокоения и 15/28 мая - в день обретения его честных мощей. Рака с мощами находится в главном храме города Макеевки - в Свято-Георгиевском соборе. Здесь в воскресные дни совершается ему акафист. Спешат многочисленные паломники к преподобному Илии за помощью, и никто не уходит без утешения. И снова и снова сбываются слова святого «По вашему я умер, но для вёчности я жив».

Свято-Георгиевский собор города Макеевки.
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ !
Ныне чествуемому иерею Владиславу Багану,настоятелю Свято-Успенского кафедральногособора, многая и благая лета !

Причастие
Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...
Таинство Покаяния (Исповедь)
Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).
Таинство Крещения
Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.
Таинство Венчания
Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.
Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00
Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00
Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери
Комментарии: